С момента рождения ребенок зависит от окружающих: он настолько мал, что поначалу даже не может перевернуться без посторонней помощи. Ребенку потребуется много времени, чтобы вырасти, начать ходить, научиться говорить, получить образование и наставления и в конечном итоге стать способным гражданином со всеми правами взрослого человека.
Но несмотря на беспомощность и неопытность, каждый ребенок — это, прежде всего, человек. После рождения он сразу же обладает определенными правами и свободами, которые регулируются законодательными актами и документами.
Помимо документов, регулирующих права ребенка, в каждой цивилизованной стране многие страны ратифицировали международные документы о правах ребенка. Эти документы имеют высший приоритет, и их ратификация налагает определенные обязательства на страны-участницы по защите и реализации улучшений в этой области.
- Какой международный документ закрепляет основные права ребенка?
- Список международных правовых документов, определяющих права детей
- Декларация 1924 и 1959 годов
- Конвенция ООН 1989 года
- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
- Ратификация Россией
Какой международный документ закрепляет основные права ребенка?
На данный момент основных международных документов три, и все они приняты ООН:
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка;
- Всемирная декларация о выживании, защите и развитии детей.
Основным документом, определяющим и закрепляющим основные права ребенка, является Конвенция.
именно в ней несовершеннолетний впервые выступает как субъект права, независимая личность, наделенная всеми правами и свободами человека.
Положения, определенные в 54 статьях Конвенции, применяются ко всем детям без исключения (согласно Конвенции ребенком является лицо до 18 лет).
Список международных правовых документов, определяющих права детей
Декларация 1924 и 1959 годов
Фактически, самым первым документом была Женевская декларация прав ребенка, принятая в ноябре 1924 года. Основная идея документа — «ребенок — это не продукт». Это была первая международная попытка защитить детей, улучшить их положение и бороться с детским трудом и рабством.
В Декларации сформулированы пять принципов:
- несовершеннолетний должен иметь возможности и средства для своего физического и духовного развития;
- накормить голодного ребенка, помочь больному ребенку, принять сироту, поправить не того ребенка;
- в трудную минуту первая помощь — детям;
- он должен быть защищен от всех форм эксплуатации;
- детей нужно воспитывать с мыслью, что они должны приносить пользу другим людям.
В 1959 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла новую Декларацию, в которой все те, кто тем или иным образом влияет на жизнь детей — правительства, местные власти, родители, общественные организации — призываются признать свободы несовершеннолетних и молодых граждан и наблюдать за ними.
В Декларации подчеркивается, что права и свободы распространяются на всех детей без исключения, независимо от пола и расы, религии и состояния здоровья, социального и материального положения семьи.
Десять основополагающих принципов провозглашают права детей:
Конвенция ООН 1989 года
Конвенция 1989 г углубляет и расширяет перечень положений, определенных в Декларации. Здесь большое внимание уделяется не только основным правам человека (на жизнь и материальную безопасность), но и социальным и нравственным аспектам воспитания и развития, особой заботе о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Конвенция гарантирует права ребенка несколькими сторонами:
Мария Локшина Конвенция настаивает на том, что родители или их заместители обязаны воспитывать в детях уважение к другим людям, их свободам и культуре. Молодые граждане должны быть готовы жить в обществе в духе равенства, терпимости и принятия.
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
До восемнадцатилетнего возраста человек считается несовершеннолетним, еще не сформировавшимся морально и морально, поэтому в случае совершения им преступления применяется сокращенное наказание, направленное, скорее, на исправление поведения, а не на меры наказания.
В 1985 году ООН приняла так называемые Пекинские правила — рекомендации странам-участницам, которые определяют понятия преступности несовершеннолетних, цели ювенальной юстиции, возраст наступления уголовной ответственности несовершеннолетних, возможные меры воздействия, а также принципы награждения и выбор мер влияния.
На основании этих правил в законодательстве стран-участниц приняты особые режимы наказания несовершеннолетних.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
В сентябре 1990 года в Нью-Йорке на специальном заседании, посвященном интересам детей, были подняты такие вопросы, как уязвимость детей и постоянная подверженность опасностям.
Это войны и голод, расовая дискриминация и бедность, недоедание и болезни, жестокость или пренебрежение взрослыми.
Поскольку, присоединившись, страны могут реализовывать программы, которые обеспечивают молодых граждан базовыми потребностями для выживания, на этой встрече была принята соответствующая Декларация, обязывающая участников принимать меры по восстановлению экономического роста, сокращению голода, распространению образования, укреплению здравоохранения, и даже заботиться об окружающей среде.
Основной задачей была полная ратификация и выполнение положений Конвенции во всех странах без исключения.
Ратификация Россией
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка. Кроме того, этот документ является основой для разработки законодательных и нормативных актов в области защиты детей и их прав.
Основными законами, регулирующими правовое положение несовершеннолетних в России, являются:
Все они никоим образом не противоречат международной конвенции, а лишь дополняют и конкретизируют ее.